Как настроить велосипедный тормоз спереди

Содержание
  1. Как отрегулировать тормоза на велосипеде
  2. Содержание статьи:
  3. Типы тормозов и необходимость их регулировки
  4. Как проверить тормозную систему
  5. Когда требуется настройка и регулировка тормозов
  6. Этапы регулировки
  7. Первый этап
  8. Этап второй
  9. Этап третий
  10. Установка рычагов тормоза
  11. Этап четвертый
  12. Регулируем жесткость тормозной системы
  13. Регулировка дисковых тормозов
  14. Устройство дисковых тормозов велосипеда
  15. Дисковые механические тормоза велосипеда
  16. Дисковые гидравлические тормоза велосипеда
  17. Процесс регулировки и настройки
  18. Заключение
  19. Как настроить и отрегулировать дисковые тормоза на велосипеде
  20. Конструкция дисковых тормозов на велосипеде
  21. Дисковые механические тормоза
  22. Дисковые гидравлические тормоза
  23. КАК НАСТРОИТЬ ДИСКОВЫЕ ТОРМОЗА НА ВЕЛОСИПЕДЕ: ИНСТРУКЦИЯ
  24. РЕГУЛИРОВКА МЕХАНИЧЕСКОГО ДИСКОВОГО ТОРМОЗА
  25. Разновидности ободных тормозов
  26. Как поставить дисковые тормоза с механическим приводом
  27. КОЛОДКИ ТОРМОЗНЫЕ НА ВЕЛОСИПЕД, КАКИЕ БЫВАЮТ
  28. КОЛОДКИ ДЛЯ ТОРМОЗНЫХ СИСТЕМ ТИПА V-BRAKE
  29. КОЛОДКИ ДЛЯ ТОРМОЗНЫХ СИСТЕМ ДИСКОВОГО ТИПА
  30. МЕТАЛЛИЗИРОВАННЫЕ ТОРМОЗНЫЕ КОЛОДКИ
  31. ОРГАНИЧЕСКИЕ ТОРМОЗНЫЕ КОЛОДКИ
  32. Виды дисковых тормозов
  33. КАК УСТАНОВИТЬ ДИСКОВЫЕ ТОРМОЗА НА ВЕЛОСИПЕД САМОМУ
  34. КАК САМОМУ ПРОИЗВЕСТИ РЕГУЛИРОВКУ?
  35. Регулировка ободных тормозов
  36. Типы креплений
  37. Снимаем тормоза
  38. Обновление и замена колодок
  39. Настройка и регулировка ободных тормозов v brake на велосипеде.

Как отрегулировать тормоза на велосипеде

Содержание статьи:

Типы тормозов и необходимость их регулировки

Тормозная система на велосипеде относится к одной из самых важных, особенно это касается горных велосипедов. От качества регулировки данной системы напрямую зависит безопасность, а порой и жизнь велосипедиста. В зависимости от воздействия на колесо тормоза делятся на ободные и дисковые. Первый тип считается самым распространенным.

Как проверить тормозную систему

Перед тем как приступать к регулировке тормозной системы необходимо пройти процедуру ее проверки. Для этого необходимо:

  • Переднее колесо приподнять таким образом, чтобы оно не касалось поверхности. Вращайте колесо и обратите внимание на то: касается ли колесо тормозных колодок кратковременно, есть ли посторонние звуки. Если колесо касается тормозных колодок, то колесо скорее всего имеет восьмерку. Требуется устранение данной неисправности.
  • Регулировка тормозной системы необходима в том случае, если при нажатии ручки тормоза колесо проскальзывает, либо заметна задержка торможения.
  • Необходимо проверить внешний вид тросов и колодок тормозной системы, так как они практически постоянно контактируют с окружающей средой. Обратите внимание на целостность тросов, даже разрыв одной жилы может привести к выходу из строя всей системы. При обнаружении разрыва меняйте весь тросик.Очистите всю систему тормозов от грязи.

Когда требуется настройка и регулировка тормозов

Настройка и регулировка тормозной системы велосипеда необходима в следующих случаях:

  • После того как вы купили велосипед, необходимо проверить его работу под повышенной нагрузкой. Затем требуется осмотр транспортного средства (ТС) и регулировка всех его систем, включая тормозную систему.
  • После падения или удара велосипеда требуется регулировка тормозов.
  • Если байк хранился в не отапливаемом помещении, то требуется регулировка тормозов.
  • При работе тормозов ощущается скрежет или другие звуки.
  • При нажатии на ручку изменилась реакция тормозной системы, ощущается задержка срабатывания.

Этапы регулировки

Транспортное средство необходимо разместить в вертикальном положении, для этого предусмотрены специальные опоры-стойки. Также необходимо подготовить инструмент, он должен быть постоянно под рукой. В состав инструментов преимущественно входят:

  • Ключи-шестигранники.
  • Специальный велосипедный ключ, либо набор гаечных ключей.
  • Набор отверток, в том числе отверток с плоским шлицем.
  • Если тормозная колодка без твердого основания, то потребуется прокладка-клин.
  • Ветошь для протирки от грязи.

Первый этап

Регулируется положение тормозных ручек на руле велосипеда

Прежде всего необходимо отрегулировать положение ручки на руле велосипеда. Это может на первый взгляд показаться странным, но от положения ручки будет зависеть последующая регулировка всей тормозной системы в целом. Винт крепления ручки необходимо отпустить на несколько оборотов, затем установите ручку в удобное положение. Ручка тормозов должна нажиматься вторыми фалангами пальцев. Прежде всего необходимо отрегулировать основное положения рычагов. Используется винт регулировки.

Этап второй

Непосредственно регулировка тормозных колодок

Колодки должны качественно прилегать к ободу колеса, это самое важное условие, которое необходимо обеспечить. Прежде всего нужно обеспечить требуемый зазор колодок, находящихся в нерабочем положении. Наиболее оптимальное расстояние от колодки до обода должно быть в пределах одного мм. Если же у вас колодки мягкие, то необходимо использовать клин-прокладку. Последовательность регулировки:

  • прежде всего отпускаем гайку, при помощи которой крепится колодка. Она должна стать подвижной;
  • если колодка жесткая, то ориентируем ее параллельно ободу;
  • колодки не должны касаться резины колеса;
  • зажимаем гайку крепления, используя фиксирующие шайбы.

Этап третий

Установка рычагов тормоза

Рычаги установлены с двух сторон обода. Для их правильной работы, необходимо сделать центровку. Касание с ободом должно происходить одновременно. На каждом рычаге имеется винт натяжения. В том случае, когда колодка прикоснулась к ободу быстрее противоположной, необходимо увеличить или уменьшить натяжение пружины. Регулировка будет закончена в том случае, если касание колодок слева и справа будет одновременным.

Этап четвертый

Регулируем жесткость тормозной системы

Заключительный этап состоит в том, чтобы тормозная система срабатывала надежно и комфортно. Еще в начале были установлены ручки в удобное положение. Теперь необходимо отрегулировать длину тросиков и их натяжение. Нажмите просто на тормозной рычаг, тормоза должны срабатывать при минимальном нажатии. При помощи гайки натяжения регулируйте величину хода рычага. Старайтесь установить его не слишком большим, специалисты не рекомендуют это делать.

После проведения всех этапов регулировки необходимо проверить функционирование тормозной системы. Прямо на стенде проверьте работу тормозов. При нажатии на рычаги колесо должно остановиться практически мгновенно. Затем сделайте своего рода тест-драйв. Тормозная система должна срабатывать практически мгновенно после нажатия на рычаг. Качественная регулировка тормозов обеспечит вам нужную безопасность и уверенность.

Регулировка дисковых тормозов

Устройство дисковых тормозов велосипеда

Кинетическая энергия велосипеда при использовании дисковых тормозов преобразуется в тепловую. Это происходит посредством трения тормозных колодок о тормозной диск. Дисковые тормоза в ТС могут быть механическими или гидравлическими.

Большинство велосипедистов, которые впервые сталкиваются с механическими или гидравлическими дисковыми тормозами не знают как их настроить и что с ними делать. Особенно важно знать как заменить расходные материалы. Устройство дисковых тормозов, особенно гидравлических, более технологичное, по сравнению с тормозами типа V-brake. Они более надежные, однако следует помнить, что такие узлы и механизмы не являются в плане цены бюджетными.

Дисковые механические тормоза велосипеда

Конструкция дисковых механических тормозов следующая:

  • Тормозная ручка. Монтируется на руль. В качестве крепежа используется хомут.
  • Регулятор троса. Используется для регулирования силы натяжения троса.
  • Регулятор тормозной ручки. Устанавливается ручка с учетом длины пальцев велосипедиста.
  • Для защиты троса от возможных загрязнений и повреждений используется рубашка троса.
  • Место крепления троса называется фиксатором.
  • Для приведения в действие тормозных колодок используется калипер.
  • Тормозные колодки. Изготавливаются из металла, на их поверхность наносится вещество органического происхождения. Колодки монтируются в калипер.
  • Адаптер. Монтируется в качестве прослойки между рамой велосипеда и калипером.
  • На втулку колеса монтируется ротор.

Дисковые гидравлические тормоза велосипеда

Гидравлические тормоза работают так же как и механические. Отличие заключается в том, что усилие передается при помощи тормозной жидкости, а не при помощи троса. В таких тормозах как Avid, Hayes, Helix применяется тормозная жидкость DOT4. Также в качестве альтернативы может применяться масло Shimano. Важной составной частью гидравлических дисковых тормозов является мастер-цилиндр. В нем хранится тормозная жидкость. Для соединения матер-цилиндра с калипером используется шланг, получивший название гидролиния.

Процесс регулировки и настройки

Дисковые тормоза, которые уже некоторое время эксплуатировались, требуют дополнительной подготовительной работы. Необходимо:

  • Проверить работу ротора. Устройство демонтируется и проверяется на механические повреждения. При наличии деформации следует ротор выровнять. В том случае, если деформация не существенная, то устранение деформации можно провести при настройке тормозов.
  • Определение износа тормозных колодок. Колодки снимаются по очереди. Демонтаж производится быстро. Также следует проверить тормозные колодки на наличие механических повреждений. Если повреждения существенные, то колодку необходимо заменить.

Требуется проверить состояние тросиков. Даже при повреждении одной жилы тросик необходимо заменить. Только после того как будут заменены все поврежденные тросы, можно настраивать тормоза. Новый трос в обязательном порядке необходимо смазать. Следует тщательно осмотреть рубашку троса. При наличии трещин и других механических повреждений рубашку нужно заменить.

  • Проверить на утечку гидролинию. Данную проверку производят исключительно для гидравлических дисковых тормозов. Если имеются даже незначительные механические повреждения, то гидролиния подлежит полной замене.
  • Требуется с ротора и тормозных колодок удалить масло и грязь. Скопившаяся на тормозных колодках и роторе грязь и масло уменьшает эффективность работы тормозной системы в целом. Ротор демонтируется и производится очистка поверхности с использованием преимущественно мелкой наждачки. Точно также обрабатываем тормозные колодки (безусловно с одной стороны).
  • После проведения регулировки, необходимо удостовериться в том, что колесо установлено правильно. Исключен любой перекос в правую или левую сторону. Для этого ставим велосипед на колеса, ослабляем эксцентрик и, надавливая рукой на седло (при этом велосипед должен быть сориентирован ровно), затягиваем эксцентрик.

    Заключение

    Тормозная система в таком транспортном средстве как велосипед должна подвергаться регулировке на постоянной основе. Это даст возможность эксплуатировать велосипед безопасно в самых сложных условиях. Самостоятельная настройка и регулировка требует определенных навыков. Если грамотно настроить ободные тормоза, то они будут работать длительное время, причем не хуже, чем дисковые тормоза. Некоторые модели работают даже лучше.

    Читайте также:  Как настроить манетку заднего переключателя на велосипеде

    Источник

    Как настроить и отрегулировать дисковые тормоза на велосипеде

    Конструкция дисковых тормозов на велосипеде

    Во многом именно конструкция дисковых тормозов определяет то, каким образом проводится настройка.

    Все устройства делятся на две категории:

    1. Механическое устройство имеет тросик, за счет которого происходит передача энергии от рукоятки к исполнительному узлу. При этом может передаваться высокое усилие.
    2. Гидравлические представлены линией, по которой жидкость передает энергию к тормозным колодкам.

    Первый вариант встречается намного чаще, так как тросик выдерживает существенное воздействие окружающей среды и служит в течение длительного периода. Второй способен передавать большее усилие, но даже незначительная течь становится причиной потери эффективности.

    Дисковые механические тормоза

    Механические тормоза более распространены. Сегодня они устанавливаются практически на всех велосипедах.

    Это связано с нижеприведенными моментами:

    1. Обходятся намного дешевле, что связано с конструктивными особенностями. При изготовлении тросика применяется сталь с высокой коррозионной стойкостью. Длина подбирается в зависимости от особенностей велосипеда.
    2. Основные элементы: тросик и оболочка, характеризуются более высокой надежностью. Применение стали при их изготовлении определяет высокую степень устойчивости к механическому воздействию.
    3. При возникновении неисправности есть возможность провести ремонт своими руками. Все элементы системы характеризуются простой конструкцией. Поэтому с ремонтом не возникает серьезных трудностей.

    Следует учитывать тот момент, что каждый раз после снятия колеса приходится проводить настройку системы. Кроме этого, приходится время от времени проводить смазку тросика для обеспечения требуемого уровня эффективности на момент работы.

    Дисковые гидравлические тормоза

    Гидравлика применяется при создании самых различных механизмов. Ее высокая эффективность связана прежде всего с не сжимаемостью жидкости.

    Особенностями назовем следующие моменты:

    1. Основное достоинство заключается в легкости торможения и мягкости применяемой системы. При этом можно ощущать силу нажима, которая к концу хода рукоятки увеличивается. В сравнении с механическим типом устройства рассматриваемый характеризуется более плавным ходом рукоятки. Поэтому для торможения нет необходимости прикладывать большое усилие.
    2. Гидравлика может выдерживать длительную эксплуатацию. Это связано с тем, что она в меньшей степени склонна к перегреву. Поэтому торможение может проходить в течение длительного периода даже при движении со склона.
    3. Корректировка устройства проводится гораздо реже. Именно поэтому можно выполнять снятие колеса для его чистки или замены.

    Основной недостаток заключается в том, что механическое воздействие может стать причиной прорыва линии. Даже незначительная утечка становится причиной существенного снижения эффективности системы, тормоза могут резко пропасть.

    КАК НАСТРОИТЬ ДИСКОВЫЕ ТОРМОЗА НА ВЕЛОСИПЕДЕ: ИНСТРУКЦИЯ

    Настройка дисковых тормозов на велосипеде не есть сложным процессом. Сейчас сами в этом убедитесь. Давайте выясним, как настроить дисковые тормоза на велосипеде самостоятельно, не обращаясь за помощью к специалистам:

    1. Закрепив колесо, следует отцентровать калипер по отношению к ротору посредством подбирания и установки между креплениями на раме и калипера шайб различной толщины, что есть в комплекте.
    2. Положение калипера изменяется от того, насколько сильно затягиваешь болты. Соответственно толщину и количество шайб нужно будет подбирать до доли миллиметра.
    3. В случае, когда ротор соприкасается с обеими колодками и происходит трение, колодки нужно развести. Для этого, слегка выкрутите специальный шестигранник на калипере, при этом тормоза станут срабатывать позже.
    4. Если вы хотите добиться меньшего хода тормозной ручки, шестигранник нужно вкрутить. Возможно, дело в неровном тормозном диске, который придется выравнивать.
    5. Во время проведения робот не стоит переворачивать велосипед, чтобы избежать попадания воздуха в систему. Также не нажимайте ручку, если в системе нет масла, а ротор не стоит между тормозных колодок, иначе они сожмутся, после чего придется снимать калипер и разжимать тормозные колодки отверткой.
    6. Когда все операции завершены, еще раз подтягиваем все болты. Проверяя роботу, внимательно следим, чтобы тормозной диск не перекашивался и не смещался во время нажатия на тормозную ручку.

    РЕГУЛИРОВКА МЕХАНИЧЕСКОГО ДИСКОВОГО ТОРМОЗА

    1. Поскольку механические дисковые тормоза более чувствительны к смещению оси колеса, болты или эксцентрики стоит затягивать непосредственно сидя на велосипеде или прижимая передний амортизатор. В противном случае в дальнейшем, совершая небольшие прыжки, при езде может появиться трение ротора о колодку.
    2. Сильно прикручиваем переходник. Калипер устанавливаем, используя инструкции приведенные выше. Одну из колодок выдвигаем посредством вкручивания на пол оборота винта, что регулирует ее положение.
    3. В тормозных системах Hayes, перед выполнением этой операции, нужно выкрутить блокирующий шестигранник, а после того, как вся настройка будет завершена, вернуть в исходное положение.
    4. Аккуратно прижимаем калипер к ротору, чтобы его плоскость совпала с плоскостью неподвижной колодки.
    5. Затем попеременно подтягиваем болты крепления калипера. Действия, приведенные выше, проводим с отсоединёнными рубашкой и тросиком. Следите за тем, чтобы плоскость колодки не сместилась относительно плоскости тормозного диска.
    6. Затягиваем оба шестигранника и возвращаем регулировочный болт колодки в исходное положение.
    7. После этого прокручиваем колесо, проверяя на наличие трения. Если трения нет, статичную колодку можно немного выдвинуть регулировочным болтом и наоборот.
    8. Прижимаем подвижную колодку, подтягивая рычаг, к которому крепится тросик. Ротор при этом будет слегка смещаться к статичной колодке, но незначительно!
    9. Ставим тросик и рубашку в нужном положении в рычаге, внешняя колодка должна быть прижатой. Слегка притягиваем соответствующий болт.
    10. Аккуратно нажимаем на ручку тормоза до начала рабочего хода, от чего трос станет в нужное положение в рычаге. Крепление троса затягиваем и проверяем на наличие трения колодки. Немного закручиваем регулировку на ручке, если колодка трет и наоборот.

    Тормоза нужно настраивать так, чтобы регулировка на ручке была выкручена минимально, потому, лучше поправить положение тросика на рычаге калипера. Так резьба ручек будет сохранена от повреждений.

    Разновидности ободных тормозов

    Ободные тормоза разделяются на несколько типов:

    • клещевые;
    • кантилеверы;
    • V-brake (векторные механические);
    • с гидравлическим приводом.

    Клещевые тормоза – ранее популярные модификации, сейчас на рынке встречаются редко. Являются классической моделью ободного тормоза с закреплением к вилке или перьям рамы велосипеда. Особенности конструкции и принцип работы:

    1. Состоят из ручки, приводного троса, двух подвижных дуг и тормозных колодок.
    2. Ручка закрепляется на руле велосипеда, от нее протягивается трос и закрепляется на зажимной стороне дуг. Сам корпус крепится строго над колесом, к нижним креплениям дуг прикручиваются колодки.
    3. Через трос усилие напрямую передается на зажимную часть дуг, благодаря чему они сжимаются, и колодки соприкасаются с ободом.
    4. За разжатие отвечает встроенная между рычагами упругая металлическая вставка или пружина.

    Рычаги имеют единую ось вращения и движутся навстречу друг другу как клешни пассатижей. Отсюда и название – клещевые. Преимущества – легкость монтажа, простая настройка. Минусы – слабое тормозное усилие, низкая модуляция, высокая истираемость колодок, требуют частой отладки. Устанавливаются на шоссейно-гоночных байках и дополнительно как передний ободной тормоз на дорожных моделях.

    Ко второму типу исчезающих тормозов относятся кантилеверы. Принцип их работы заключается в раздвижке рычагов под действием натянутого поводка. Принцип работы кантилеверного тормоза:

    1. Через главный трос усилие передается на перемычку.
    2. Трос тянет перемычку наверх, закрепленный на ней поводок вытягивается.
    3. Поводок соединяет оба рычага, которые жестко закреплены на раме.
    4. За счет сближения рычагов колодки приближаются к ободу.

    Кантилеверы устойчивы к грязи, не задевают покрышку и легко устанавливаются. К существенным недостаткам относятся:

    • снижение тормозной силы по мере вытягивания поводка;
    • требуется создать высокое усилие для полной остановки велосипеда;
    • сложность регулировки.

    В оправдание последнего стоит отметить, что регулировать положение колодок можно в широких пределах.

    V-brake – распространенный тип ободных тормозов на скоростных велосипедах. По сравнению с кантилеверами, обладает более высокой точностью и долговечностью колодок. Также их легко снять и отремонтировать самостоятельно.

    По конструкции векторы частично схожи с кантилеверами: с помощью болтов рычаги переднего тормоза крепятся на вилке, заднего – на верхних перьях. Между собой ножки связаны стягивающим тросом. Приводной трос подведен к одной стороне, но благодаря прямой форме «стяжки» усилия одинаково передаются на оба рычага.

    Гидравлические велосипедные ободные тормоза – более совершенная модель механического аналога. Система привода состоит из управляющего цилиндра, гидролинии и силовых цилиндров. Усилия от ручки передаются на главный цилиндр, который через масло воздействует на силовые цилиндры. Те, в свою очередь, сдвигают колодки навстречу друг другу.

    Достоинства – высокая сила сжатия и эффективность, отличная модуляция. Недостатки – ухудшение работы при засоре гидролинии, сложный ремонт. Используется подобный тип тормозов для фрирайда и триала.

    У тормозов ободного типа малый ход колодок, за счет чего они меньше изнашиваются при эксплуатации. К существенному недостатку такого подхода относится невозможность использоваться на колесах даже с незначительными искривлениями обода. Чувствительные тормоза будут задевать колесо на ходу, что вызовет снижение скорости и повышенный износ колодок.

    Как поставить дисковые тормоза с механическим приводом

    Механика взамен ободных тормозов – лучшее решение, особенно для бюджетного велосипеда. Ее и поставить просто, и запчасти по сравнению с гидравликой выйдут дешевле. Переход также оправдан искривлением поверхности обода – ви-брейки плохо тормозят при таких условиях и часто расстраиваются. Конечно, кривая поверхность, даже при отсутствии «восьмерок» – это не очень хорошо. Но если втулка позволяет крепить диск, а само колесо за несколько лет хорошо зарекомендовало себя, почему бы не попробовать?

    Читайте также:  Как настроить алкатель ван тач

    Замена старого изношенного тормоза также не вызовет трудностей: все перед глазами, главное, купить то же самое и установить в нужной последовательности.

    Для работы понадобятся:

    • рычаг, калипер с колодками и переходником (в комплект должны входит болты);
    • ротор, болты и шайбы для закрепления на втулку;
    • трос;
    • кусачки для укорочения троса;
    • шестигранник (для калипера и тормозного рычага);
    • хомутики (фиксация троса на раме для заднего тормоза).

    Любители используют для монтажа диска на втулку подходящие по диаметру и длине болты.

    В принципе, это можно сделать, главное условие – винты должны полностью входить в отверстия крепления, иначе диск не будет держаться.

    Установка механических тормозов: 1. Перевернуть байк и демонтировать колесо.

    2. Снять старый калипер и диск, высвободить трос из приводного рычага и снять его (для замены).

    3. Разжать тормоза V-brake и демонтировать их с велосипеда.

    4. Прикрутить ротор к втулке колеса на 6 крепежных винтов. Затянуть до упора, равномерно распределить усилия помогут шайбы под болтами.

    5. Установить (или настроить) ручку тормоза. С помощью шестигранника зафиксировать положение рычага и приводного троса.

    6. Поставить калипер на раму через адаптер. На первом этапе закреплять до упора не нужно, так как придется выставлять его положение под поверхность ротора.

    7. Протянуть трос на калипер.

    8. Поставить колесо на эксцентрик или гайки.

    Последний этап правильного монтажа – регулировка калипера относительно поверхности диска. Необходимо выставить положение колодок – оно будет в несколько раз меньше, чем у ободных, и в среднем – 0.3 – 0.4 мм.

    На величину зазора между поверхностью и колодками влияет натяжение троса. Его настройка проводится шестигранником со стороны прижимного механизма. Лишнюю длину троса убираем кусачками. Когда колодки выставлены в правильное положение, а тормоза срабатывают на половину сжатия рычага, полностью зафиксировать калипер на болтах.

    КОЛОДКИ ТОРМОЗНЫЕ НА ВЕЛОСИПЕД, КАКИЕ БЫВАЮТ

    Безопасность катания на велосипеде, эффективность его тормозной системы напрямую зависит от использованных тормозных колодок. Рассмотрим, какие бывают колодки тормозные на велосипед, их преимущества и недостатки.

    В зависимости от конструкции и ценового диапазона происходит деление колодок на разновидности. И в первую очередь по двум основным типам тормозов: ободных (V-brake) и дисковых.

    КОЛОДКИ ДЛЯ ТОРМОЗНЫХ СИСТЕМ ТИПА V-BRAKE

    Бывают таких типов:

    Одноразовые – их конструкция состоит из болта с проставочными шайбами металлической пласнины и резиновой основы. Имеют малый строк эксплуатации, но и недорогостоящие.

    Картриджные – их конструкция состоит болта с проставочными шайбами металлической пластины и картриджных колодок, которые снимаются посредством нажатия на шплинты. Резиновую основу можно заменять.

    Встречаются колодки, как для сухой, так и для мокрой погоды. Определить степень износа ободных тормозных колодок можно по специальным меткам (канавкам).

    Изношенные колодки следует своевременно заменить, чтобы избежать повреждения обода. Отметим, что для ободных тормозов V-brake подходят и картриджные и одноразовые колодки. И здесь действует правило – чем дороже, тем эффективней.

    КОЛОДКИ ДЛЯ ТОРМОЗНЫХ СИСТЕМ ДИСКОВОГО ТИПА

    На рынке тормозные колодки для дисковых тормозов представлены металлизированными (Sintered) и органическими (Resin). И эти типы имеют, как свои преимущества, так и недостатки.

    Выбор подходящего состава колодок могут определять такие факторы, как вес велосипедиста, погодные условия и состояние трассы, стиль катания, размер роторов.

    МЕТАЛЛИЗИРОВАННЫЕ ТОРМОЗНЫЕ КОЛОДКИ

    Состоят из сплава металлсодержащих веществ.

    • более стойки к нагреванию от трения, чем органические тормозные колодки;
    • эффективнее работают в условиях мокрой трассы;
    • имею больший ресурс.

    • создают шум;
    • длительная притирка;
    • модуляция относительно хуже;
    • нагревается калипер, вместо того, чтобы рассеивать тепло через ротор.

    Такие тормозные колодки предпочтительно выбирать райдерам с большим весом. Подходят для использования на мокрых трассах в грязи и дождь. При затяжных спусках они сохраняют свою мощность, хотя с ними хуже модуляция.

    Работают шумно, но ввиду большей жёсткости состава имеют ощутимое преимущество в ресурсе. Потому, приступая к выбору тормозных колодок, в первую очередь, учитывайте, то в каких условиях вы будете их использовать.

    ОРГАНИЧЕСКИЕ ТОРМОЗНЫЕ КОЛОДКИ

    В их состав входят органические вещества и резина.

    • малошумные;
    • притирка происходит быстро;
    • лучший уровень модуляции;
    • передают тепло на ротор, защищая калипер от перегрева.

    • меньший эксплуатационный ресурс;
    • менее эффективно работают на мокрой, грязной трассе.

    Предпочтительно использовать райдерм с небольшим весом, в дисциплинах требующих частого и продолжительного торможения как кросс-кантри. Чувствительное торможение обусловлено хорошей модуляцией.

    Из-за более мягкого состава, быстрей происходит износ. Не пригодны для использования на грязной трассе, поскольку даже незначительная пыль ухудшает эффективность их работы.

    Дисковые, или роторные, тормоза широко используются на многих моделях горных велосипедов. Роторная тормозная система обладает высокой эффективностью торможения и модуляцией, и это позволяет использовать ее в жестких условиях передвижения на высоких скоростях. Чтобы установить дисковые тормоза, можно воспользоваться услугами веломастерской или с удовольствием сделать это самостоятельно.

    С процедурой по установке дисков на велосипед можно столкнуться в нескольких случаях:

    • когда нужно починить отдельную деталь или поменять ее в системе;
    • заменить комплект на новый;
    • установить на велосипед без дисковых тормозов.

    По устройству дисковый тормоз имеет аналогию с v-brake:

    • рычаг;
    • привод системы;
    • корпус тормоза – калипер;
    • колодки;
    • поверхность торможения – диск.

    Из чего состоят тормоза роторного типа (на примере механики)

    По виду привода велосипедные дисковые тормоза разделены на два типа – механика и гидравлика. На первых используют металлический трос в оплетке (как у V-brake), на вторых – гидролинию с жидкостью и силовыми цилиндрами.

    Промежуточный вариант занимают механико-гидравлические, или гибридные дисковые тормоза.

    Виды дисковых тормозов

    Самые распространенные – это дисковые механические тормоза. Они просты в обслуживании, настройке и ремонте. По принципу действия механические тормоза схожи с V-брэйками. На дорогих моделях стоят суппорты с двумя подвижными поршнями, но за такую сумму можно купить нормальные дисковые гидравлические тормоза. Чем они отличаются друг от друга? В гидравлике, в отличие от механики, действующей силой выступает тормозная жидкость или масло, которое давит на стенки поршней калипера. Благодаря этому колодки плавно и одновременно действуют сразу с двух сторон. Именно гидравлика дает максимальный эффект торможения.

    Еще один плюс – такой тормоз можно нажимать всего лишь одним пальцем. Усилий при этом прикладывается очень мало, настолько эта система удобна. Многие люди боятся, что может подтекать масло, но это бывает в очень редких случаях. Зачастую такие поломки можно бесплатно устранять по гарантии, которая выдается при покупке гидравлических дисковых тормозов.

    КАК УСТАНОВИТЬ ДИСКОВЫЕ ТОРМОЗА НА ВЕЛОСИПЕД САМОМУ

    Прежде чем рассматривать вопрос, как установить дисковые тормоза на велосипед, давайте немного разберемся, что из себя представляет дисковая гидравлическая система тормозов.

    Как правило, составными частями дискового гидравлического тормоза являются: тормозная ручка, гидролиния, ротор (тормозной диск) калипер (имеющий бачки для тормозной жидкости, под давлением которой, тормозные колодки соприкасаются с ротором), адаптер, посредством которого, калипер крепится к раме велосипеда.

    Гидравлические дисковые тормоза имеют значительное преимущество перед механическими в эффективности. Это обусловлено тем, что жидкость в гидролиниях не меняет свою плотность, не сжимается и не деформируется, в отличие от тросика механического тормоза.

    Различают открытый и закрытый типы гидравлических тормозов. К недостаткам закрытых, можно отнести потребность в регулировке во время эксплуатации.

    Уменьшение или увеличение объема тормозной жидкости, к примеру, от воздействия температуры вызывает потребность регулировать положение тормозных колодок. Также тормозные колодки следует регулировать, когда происходит их частичный износ.

    В тормозах открытого типа эта проблема отсутствует. Поскольку их конструкция предусматривает расширительный бачек, заполняемый тормозной жидкостью (находится, как правило, у тормозной ручки). Регулировок такие тормоза в процессе эксплуатации не требуют.

    На наличие модуляции (плавность движения ручки в начале хода и мощное сцепление колодок с ротором в конце) влияет количество поршней в калипере.

    Когда речь идет о выборе определенной модели, есть смысл посоветоваться с ее обладателем. Ведь для разных стилей катания нужны разные тормозные системы.

    Кросскантрийщикам подходят плавные и легкие, в даунхиле или фрирайде – мощные и четко контролируемые, в дертджампинге – с хорошей модуляцией и, при этом, максимально легкие и мощные.

    После первой настройки колодки, относительно тормозного диска, сами принимают правильное положение. Но это не касается моделей с одним поршнем. Они требуют регулирования, почти, как и механические. К примеру, Hayes Sole. Даная модель не считается лучшей среди гидравлических тормозов.

    Предварительная подготовка гидравлических дисковых тормозов открытого типа заключается в следующем:

    1. В тормозную систему нужно залить масло. В тормозах Shimano – минеральное масло. В тормозах Avid, Hayes, Helix – используется тормозная жидкость DOT.
    2. Процесс прокачки тормоза заключается в выдавливании воздуха из гидролиний, цилиндров и тормозных бачков, прогоняя через них масло.
    3. Затем выставляется калипер таким образом, чтобы тормозные колодки не цепляли ротор.
    4. Установка дисковых тормозов на велосипед производиться в такой последовательности:
    5. Закрепим на руле тормозные ручки и отрегулируем их положение с помощью шестигранника;
    6. Устанавливаем ротор на втулку, ставим колесо на место, затягиваем болтами либо эксцентриками;
    7. Крепко прикручиваем переходник, возможно использование фиксатора резьбы;
    8. Устанавливаем калипер, но не затягиваем шестигранники, так что бы он «плавал».
    9. Нажав тормозную ручку, проверяем, в равной ли степени выдвигаются тормозные колодки при нажатии.
    10. Зажав тормозной диск колодками, калипер станет на нужное место. Чтобы ему помочь, стоит пытаться крутить колесо вперед-назад.
    11. Попеременно подтягиваем болты. Если болты были сильно ослаблены, придётся еще раз плавно отпустить и резко нажать ручку.
    12. Прижав калипер, нужно раз 15-30 резко понажимать ручку, чтобы подвести колодки к тормозному диску на рабочее расстояние.
    13. При отпущенной ручке, прокручиваем колесо и проверяем, нет ли трения ротора о какую либо из колодок. Если есть, нужно расслабить болты клипера и немного сдвинуть его в сторону трущей колодки.
    14. Затем обратно подтягиваем болты и проверяем, ели есть необходимость, повторяем вышеуказанные действия.
    Читайте также:  Как настроить зажигание на бензопиле хускварна 137

    КАК САМОМУ ПРОИЗВЕСТИ РЕГУЛИРОВКУ?

    Обычно регулировка тормозов на велосипеде заключается в расположении тормозных колодок на требуемом расстоянии по отношению к ободу или диску, при этом необходимо соблюсти строгую их симметрию относительно плоскости того же диска. Кроме этого, появится необходимость в подтяжке троса или настройке тормозной ручки.

    Так что же именно нужно сделать, чтобы проверить и настроить тормоза? Давайте попробуем разобраться:

    • Сперва, нужно определить вид тормозной системы – дисковая, ободная или другого типа.
    • Теперь нужно поставить велосипед таким образом, чтобы он не касался земли передним колесом, раскрутить его и нажать на ручку переднего тормоза. Если произошла моментальная остановка колеса, то тормоза работают нормально. Однако, если во время нажатия, ручка тормоза в плотную подошла к ручке руля или даже коснулась её, то нужно выполнить подтяжку тросика. Такие же операции нужно осуществить и для заднего колеса.
    • Для выполнения натяжки троса, тормозная ручка оснащена специальными фигурными болтами. Эти болты следует немного поджать. Если тросику требуется небольшая регулировка, то этой процедуры должно вполне хватить.
    • Если требуемого результата вы этим не достигли, то потребуется подтяжка троса. Тросик в ручке тормоза находится в специальной прорези, а конец тросика имеет цилиндр, диаметр которого превышает размер прорези в ручке, что и позволяет тросику цепляться за ручку. По этой причине его натяжение производится в тормозе. Находим, в каком месте у вашего велосипеда окончание тросика. Тросик всегда более длинный, чем это требуется, по этой причине его окончание видно там, где находится тормоз. Случается, что его даже наматывают. Находим тот болтик, задача которого – это фиксация тросика, и отпускаем его, после чего выполняем подтяжку троса при помощи плоскогубцев. После этого посильнее закручиваем болтик, для качественного зажатия троса.
    • Если тормозные ручки ведут себя хорошо, нужно выполнить проверку тормозных колодок.

    Вот и все, общая настройка тормозной системы на этом завершается. Далее следует более глубокая настройка, которая различается в зависимости от того, какие тормоза установлены на вашем велосипеде. Это связано с тем, что дисковые и ободные тормоза оснащены колодками разных типов и разными вращающимися частями.

    Регулировка ободных тормозов

    Регулировка ободных тормозов (практически все современные – это тип V-Brake) очень проста и не требует никаких особых условий. Причём из-за «открытости» механизма обслуживание обычно заключается не в работе с конструкцией, а в замене колодок.

    Типы креплений

    Перед регулировкой в первую очередь следует удостовериться, что ободные тормоза, действительно, V-Brake. Собственно, ободных типов креплений существует три:

    • V-Brake – раздельные рычаги в форме буквы V, соединённые тросом, который удерживается поводком (рубашкой);
    • кантилеверные – с дополнительным центральным креплением, от которого трос уходит отдельно к каждой стороне. Фактически, это предшественники V-Brake, отличающиеся более сложным механизмом, но большим просветом, что выгодно для «грязного» катания;
    • клещевые тормоза – U-образное крепление, в котором два рычага соединены и «закусывают» обод. Такие модели ослабить сложнее всего.

    Разбирается каждый тип по-разному, но подавляющему большинству придётся столкнуться только с первым типом.

    Снимаем тормоза

    Идём по следующим шагам:

    1. Размыкаем тормоза, под усилием извлекая рубашку троса из держателя.
    2. Выкручиваем винт крепления к раме.
    3. Снимаем тормоза.
    4. Выкручиваем винт фиксации колодок, если требуется работа с колодками.

    Очень важно на последнем шаге не потерять правильную последовательность шайб. Они идут парами – выпуклой и вогнутой. От их установки зависит дальнейшая регулировка

    От их установки зависит дальнейшая регулировка.

    Обновление и замена колодок

    Самое частое обслуживание – это замена или обновление колодки велосипедных тормозов.

    Обновления обычно достаточно после длительного хранения. Поверхность обода и колодки обезжиривается, и, в зависимости от оставшейся толщины резины, снимается её верхний слой, так как он «дубеет» и от мороза при хранении, а также от нагрева при активном торможении.

    Реже делается замена колодки. После выкручивания винта поддевается и удаляется старая колодка, а на её место устанавливается новая. Здесь требуется аккуратность при выборе, поскольку единого стандарта нет, и паз для винта может не подойти, да и сама колодка на площадке может не лечь. К счастью, любые проблемы с размером разрешаются с помощью острого ножа. В случае картриджной колодки подрезание скорее всего не будет помогать, но такие случаи достаточно редки.

    Если регулировки винта не хватает, требуется укоротить или удлинить тросик. Это делается на самих тормозах. Напротив рубашки, на противоположенном элементе, тросик зажат фиксатором, который откручивается шестигранником. Для этого надо открутить болт фиксатора, подтянуть или ослабить трос, закрутить фиксатор обратно. Лишнюю длину троса можно обрезать, хотя многие оставляют его в скрутке на случай обрывов, хотя практика показывает, что такие «запасы» никому не помогают.

    После ослабления или полного выкручивания винтов фиксации колодок они могут быть сдвинуты в любом направлении.

    Эту регулировку следует делать, не снимая колес, чтобы чётко разместить колодку. Итак, как должна встать колодка:

    • Колодка должна быть на уровне обода, ни на миллиметр не выходя за него.
    • При проверке на просвет с любой стороны колодка должна быть и в положении торможения, и в разомкнутом положении параллельна ободу.
    • При прокручивании колеса колодка должна прижиматься точно по вектору вращения – отклонение от него приведёт к повреждению тормозов.

    После установки колодок в соответствии с этими условиями винты закручиваются, тормоза проверяются.

    Настройка и регулировка ободных тормозов v brake на велосипеде.

    В подавляющем большинстве случаев на бюджетных велосипедах, прогулочных и детских велосипедах устанавливают v brake. Это ободные тормоза с приемлемой мощностью и модуляцией ― не осуществляется блокировка колеса. Перед началом работы необходимо обеспечить себя следующим инструментом: шестигранник на 5 мм и 3 мм, отвертка, а также плоскогубцы.

    Особенности настройки v brake:

    • расстегнуть сами тормоза;
    • основное требование ― выставить колесо в ровную позицию;
    • вернуть все в исходное положение;
    • затягиваем трос при помощи шестигранника и плоскогубцев;
    • если ход ручки большой, тогда требуется еще больше подтянуть трос и усилить сами тормоза;
    • проверяем обороты колеса ― ход должен быть свободным. Бывает, когда слышно терние, тогда в этом случае стоит отрегулировать сами спицы;
    • если одна тормозная поверхность v brake ближе к ободу, чем другая, берем отвертку и отпускаем или закручиваем отжимные колодочные винты.

    Выше были представлены краткие инструкции для тех, кто любит закрепить свои знания не только при помощи видео, но и в текстовом формате. Тормоза велосипеда, виды, настройка ― присутствуют в этой статье. Каждая тормозная система сопровождается ознакомительной инструкцией, особенно сложные ее виды ― гидравлический вариант. Для них существуют ограничения в подборе жидкости и если не соблюдать советы, то халатное отношение и заливка чего попало приведет к получению травмы и нервному стрессу. Если нет желания посещать травматолога ― придерживайтесь правил. Любой из типов тормозов со временем изнашивается и подлежит замене. Практика показывает, что менее уязвимы дисковые модификации, которые могут прослужить достаточно долгое время. Если неправильно их отрегулировать, то индекс зажима между передним и задним тормозом будет разным. Кто-то скажет, что причина в длине троса, так как передняя часть в два раза короче задней. Если тросик закрыт не полностью, то старайтесь его смазывать. Дело в том, что внутри резиновой шланги есть стальная трубка, которая отвечает за плавное и свободное скольжение троса. Со временем она ржавеет, а это приводит к разрывам и его расплетению и чтобы такого нюанса избежать, желательно нанести немного капель машинного масла либо солидола на него.

    Источник

    Поделиться с друзьями
    Инструкции360