Как настроить лыжные крепления по весу

Регулировка горнолыжных креплений без таблиц

Все люди разные. И катаются на разных горных лыжах и ботинках. Тем не менее, усилие срабатывания креплений рекомендуют выставлять по таблицам, в которые входит вес как основной параметр и поправки. Наверное средняя температура по больнице несет в себе примерно столько же правильной информации. Но так было не всегда 🙂 Раньше, лучше даже сказать очень давно, усилия срабатываний креплений регулировали под индивидуальные особенности лыжника. Странно, что теперь это потерялось, сделал поиск, везде одна и та же общая таблица. Поэтому, на всякий случай напишу как действительно нужно регулировать крепления.

Предупреждение: рекомендации применять под свою ответственность!

Начал опять думать о регулировке креплений и вообще об устройстве креплений после того как полгода назад получил травму колена (подробнее здесь: Травма колена. Ко врачу или самолечение?). Оба раза («пред-травма» и травма) сработал задник крепления, но вопрос: «А не слишком ли поздно?» остался. Честно говоря, не знаю. По-хорошему, после «пред-травмы» нужно было перерегулировать усилие срабатывания под ослабленное колено. Но опасался ложного срабатывания, поскольку просто падение с ослабленным коленом тоже могло привести к травме.

Чем плохо выставлять усилия срабатывания по таблицам? Тем, что усилия срабатывания получаются заниженные. Пока лыжник едет медленно это не важно. Но в горных лыжах очень легко разогнаться. Лыжи для этого и предназначены 🙂 Ложное срабатывание (отщёлкивание креплений «на ровном месте») довольно опасно, в первую очередь из-за неожиданности. Представим, что велосипедист едет с горки и набрал скорость 40 км/ч. И вдруг у него исчезает переднее колесо, или руль, из-за того, что велосипед наехал на микроскопический камушек. Если опять-таки мысленно перенести последствия такого падения в горные лыжи, то при желании (а точнее — юридически) можно утверждать, что крепления ни при чем, поскольку травмы в других местах 🙁

На чем основана методика без (до) таблиц? Конечно, утверждать, что таблиц никогда не было не берусь, как впрочем и все остальное здесь. Насколько читал в доинтернетную+ эпоху, горнолыжные крепления повторяют свойства скелета-связок кратковременно держать довольно большие усилия. Такие импульсные усилия не приводят к открытию креплений (по разному у разных производителей). Более того, величина таких усилий-импульсов не известна. А срабатывание креплений выставляется по медленному, тянущему усилию, которое конкретный лыжник может приложить в направлениях срабатывания.

Перехожу к конкретике.

Прижим

Прижим (тонкая подгонка под размер ботинка) обычно выставляют один раз при установке креплений, поэтому в регулировку креплений как бы и не входит. И вообще про прижим часто забывают. Прижим регулируется отдельным винтом или рычажком, причем шкалы обычно нет, а есть риска или некое правило по тому, как головка винта должна торчать при встёгнутом ботинке. Это очень важная регулировка, обязательно нужно найти в инструкции какой индикатор показывает правильный прижим. Прижим определяет преднатяг пружин, то есть приведение крепления в рабочее состояние. Косвенный признак правильного прижима — перед защелкиванием пятка ботинка касается нижней точки заднего крепления «внатяг», то есть почти отодвигает крепление назад. В моем случае при использовании креплений Tyrolia (на которых написано Fischer), положение не попадает в середину рекомендованной шкалы, причем как-то «совсем». Получается, что либо встёгиваться тяжело (прижим слишком сильный), либо как-то легковато. Заметил, что последующие регулировки открытия (как ни странно) зависят от прижима. Если прижим сильнее, крепление открыть сложнее на том же делении.

Читайте также:  Как настроить бмв е30

Усилие открытия передней части креплений

Нужно надеть горнолыжный ботинок и затянуть его «по-боевому». Выставить усилие срабатывания заведомо меньше предполагаемого. Положить лыжу на пол, встегнуться. Попросить партнера встать на лыжу перед креплением. Затем проворачиванием носка ботинка «внутрь», подошва строго параллельна полу (то есть, не кантовать лыжу), нужно плавно открыть крепление. Это как бы тренировка движения открытия. Без рывков. Поворот ноги внутрь. Можно и наружу, но внутрь мне проще. Потом нужно увеличивать усилие открытия (по шкале). Остановиться можно, когда открываешь крепления, но «едва-едва». Я останавливаюсь, когда могу только приоткрыть крепление, то есть когда губка крепления смещается наполовину. Увлекаться процессом не нужно, поскольку сильно напрягаются связки, у меня обычно болят еще день.

Понятно, что установленное таким образом усилие срабатывания передней головки не позволит повредить связки на горке. Хотя, конечно, может «дернуть». Цифры в моем случае получаются «плюс 3-4» к таблице.

Подчеркну, что при таком способе тестируется система: связки-ботинок-крепления. Например, ботинок. В более жестком ботинке можешь открыть крепления на большем делении. Понятно, что есть зависимость и от размера ботинка по правилу рычага. Или связки, они могут быть в разном состоянии. В общем, ничего среднего по миру, как это можно подумать, глядя в таблицу: ) . И конечно, никакой зависимости от класса катания 🙂

В принципе, на этом можно остановиться, поскольку крепления спроектированы так, чтобы цифры на носке и пятке совпадали. Но правильнее отрегулировать и задник, хотя это физически сложнее.

Регулировка открытия задника

Теперь партнер встает на лыжу сзади от креплений. Затем нужно подавать колено и(или) ногу вперед, пока крепление не отщёлкнется. Партнера нужно обязательно предупредить, что перед его лицом на высокой скорости пролетит пятка ботинка 🙂 Аналогично предыдущему разделу, нужно найти усилие, когда либо можешь едва-едва открыть, либо приоткрыть. В моем случае получается на единичку (по шкале) меньше, чем на передней части. Так и оставляю, но обычно спустя некоторое время на горке подкручиваю на единичку «вверх». Дело в том, что крепления очень не любят удар снизу под пятку. На трассе это частая ситуация в гиганте на изрытой трассе точно между вешками. Вылетаешь из канавки, и если предыдущие коллеги нарыли ее слегка не под твой стиль, то получаешь тот самый удар. Пятка креплений открывается мгновенно. Бороться с этим никак нельзя, на кубке мира несколько раз за сезон можно наблюдать такую же картину. Но я при таком случае перед следующим спуском прибавляю единичку на шкале задника. Может и не помочь. Тогда больше не прибавляю, а просто перестаю ходить по этой трассе. А прибавленная «единичка» остается 🙂

Вообще, прибавить единичку на шкале к полученным выше цифрам можно, травмы не будет (тьфу-тьфу-тьфу), но связки могут поболеть день. У меня иногда после выхода из задника остается растяжение в голеностопе, которое кататься не мешает, поскольку при катании нагрузка в противоположную сторону.

Периодический контроль регулировки

Наверное самое простое с периодичностью регулировки у детей. Когда ставил ребенка на лыжи, то приведенным выше способом проверял крепления довольно часто. У ребенка быстро менялся организм, становился крепче и крепче 🙂

Знакомым и родственникам регулировал по одному разу, когда ставил на лыжи. А себе при смене ботинок или креплений. И вообще привык к некоторой цифре, полагая, что шкала примерно одинаковая на разных креплениях. В общем, отталкивался от привычной цифры, причем много лет. Почему? Потому что регулировка креплений приведенным выше способом довольно болезненна и вообще неуместна в доме. Одно дело на горке ботинок надеть, совсем другое — в доме, все как-то некстати 🙂

Пару лет назад двое знакомых, катающихся ГОРАЗДО лучше меня поломали ноги (у верха ботинка), на примерно таких же как у меня делениях на креплениях. После этого сразу убавил 1.5-2 деления, а потом при случае отрегулировал и выяснил, что да, теперь это «мои» деления. Возраст! Так что рекомендую (в первую очередь самому себе) производить регулировку хотя бы раз в сезон, перед началом.

Читайте также:  Как настроить boot acer

От чего могут предохранить крепления?

Крепления могут предохранить только от тех нагрузок, которым мы подвергали ноги при регулировке усилия открытия. То есть, передняя головка открывается вбок при боковом ударе о носок лыжи, а задник открывается вверх при столкновении носка лыжи с препятствием. И всё. Когда лыжник едет как обычно, и лыжа встречает препятствие, то возможны варианты. Если есть боковая составляющая, то носок лыжи выворачивается в сторону и срабатывает передняя часть креплений. А если лыжник летит носом вперед, срабатывает задник.

Но если представить ту же ситуацию, только лыжник едет задом наперед, то не сработает ни передняя часть, ни задняя. Или если лыжник падает назад. Или если лыжник приземляется на пятки лыж. Или наехал на препятствие боком, ботинком, но не носком, а, например серединой. Крепления не сработают. То есть, если лыжник летит кувырком, то потом сработают, но на первый удар — нет.

Конечно были и продолжаются попытки изменить конструкцию креплений, чтобы передняя головка хотя бы приоткрывалась вверх, а задняя давала возможность пятке хоть чуть-чуть сдвинуться вбок. Есть и крепления с дополнительным регулируемым открытием пятки вбок. Насколько это портит основное свойство креплений — «прикреплять» ботинок к лыже сказать сложно, но в целом можно постулировать, что нововведения либо не прижились, либо не имеют значимого распространения. В общем, конструкция горнолыжных креплений не изменялась несколько десятков лет, поэтому только и остается, что правильно их регулировать 🙂

Добавлено в начале сезона 2020-21

Из-за травмы колена конечно провел регулировку усилий срабатывания креплений перед сезоном. Оказалось, что ноги настолько ослабли за 11 месяцев после травмы, что срабатывание пришлось передвинуть на «минус 2-3», если по таблице! Причем и на здоровой ноге тоже! Пришлось даже перейти на другие крепления, точнее на такие же, но с другой шкалой, на меньшие усилия срабатываний.

Вадим Никитин

Источник

Найди свой спорт

Первая компания, предоставившая крепления, которые могли автоматически освобождать ботинок — Marker. Это открыло новые возможности для горнолыжного спорта. С тех пор технология развивалась. Сейчас такие крепления спасают лыжников от получения серьезных травм.

Как выбирать оборудование

При покупке стоит учитывать следующие пункты:

  • производитель — sigma, elan, rossignol, tyrolia, атомик;
  • вид;
  • стиль катания.

Регулировка горнолыжных креплений. Стандарт ISO 11088

Регулировка не будет нужна слишком часто. Но лучше знать, как она выполняется.

Регулировка креплений горных лыж зависит от физических параметров: роста, веса, длины подошвы ботинка. Для удобства был разработан стандарт ISO 11088.

Таблица

330 мм 10-13 0,75 0,75 14-17 1 1 0,75 18-21 1,5 1,25 1 22-25 1,75 1,5 1,5 1,25 26-30 2,25 2 1,75 1,5 1,5 31-35 2,75 2,5 2,25 2 1,75 1,75 36-41 3,5 3 2,75 2,5 2,25 2 42-48 95 >195 8,5 8 7 6,5 10 9,5 8,5 8 11,5 11 10 9,5

Если рост и вес не сошлись, нужно выбрать верхнюю строчку. Затем найти свою длину подошвы и посмотреть значение.

Уровни катания

Но получившееся значение — еще не конечный результат. Крепления регулируются и по уровню катания. Всего их 3:

  • 1-й уровень — катание на маленьких скоростях по пологим склонам;
  • 2-й уровень — катание на различных скоростях по различным склонам;
  • 3-й уровень — спортивный или профессиональный.

Регулировка происходит по следующей схеме. Лыжники 1-го уровня выбирают число, которое получилось сразу. Лыжники 2-го уровня спускаются на строчку вниз от получившегося значения. Лыжники 3-го уровня спускаются на 2 строчки. Еще одна условность есть для людей старше пятидесяти лет. Им наоборот нужно подняться на строчку вверх.

Читайте также:  Как настроить значки внизу экрана на телефоне андроид

Виды креплений

Чаще всего используются 2 вида — NNN и SNS. В конструкции предусмотрены специальные полосы, а на подошве ботинка — желоба. В первом случае полос две, во втором — одна. Например, для системы NNN подойдут ботинки Spain Energy 258/2. Другое различие — по жесткости.

Недавно появившийся вид — NIS или, проще говоря, нордик. Это усовершенствованный вариант системы NNN. Дает возможность продольного сдвига креплений. Пример модели — Rottefella Tourining NIS.

Интересный момент! Для многих перевозка лыж — большая проблема. Некоторые модели креплений позволяют перевозить лыжи на багажнике машины на крыше. Например, модель Ski lock.

Основные нюансы настройки горнолыжных креплений

Головка и пятка конструкции должны не только крепко держать ботинок. Они должны освободить ботинки от лыж при падении. Чтобы это прошло без серьезных последствий, необходима правильная настройка горнолыжных креплений.

Сила срабатывания

Правильные параметры настройки можно определить не только по таблице. Есть еще один способ — деление своего веса на 10. Если у лыжника 1-й уровень катания, нужно уменьшить получившееся число на 30%. Профессионалы это показатель увеличивают.

Размер ботинка

Настроить конструкцию под размер ботинка еще проще. Для этого устанавливается ботинок, его носок должен быть плотно прижат к головке, а пятка передвигается по рельсам к задней его части. Если все сделано правильно, ботинок войдет с небольшим усилием, пятка при этом немного отойдет назад.

Важно! Во время установки ботинок должен быть чистым и сухим. На нем не должно быть воды, снега, а главное — песка.

Инструменты для установки креплений

Существуют 2 вида установки:

  • путем сверления;
  • путем использования встроенных деталей.

Для установки крепежей 1-м способом потребуется опыт, знания, наличие инструмента для монтажа. Новичку будет трудно это сделать. Но он легко справится с установкой 2-м способом, поскольку регулировка и монтаж уже максимально упрощены.

Для регулирования креплений понадобится только отвертка. Чтобы установить необходимое значение, нужно подкрутить винты. Они находятся на головке и пятке. Подкручивая винты, нужно выставить их шкалах креплений.

Можно слегка недотянуть винт, но перетягивать не стоит.

Бывает и такое, что лыжи отстегиваются во время простого катания. В таком случае нужно повышать усилие по 0,25, пока не будет достигнуто нужное значение.

К чему приводит неправильная настройка усилия выстегивания крепления

Если ноги лыжника не отсоединятся от лыж при падении, он может получить травму. Поэтому срабатыванию креплений уделяется большое внимание. Но иногда срабатывание происходит в неподходящий момент. Когда лыжник наезжает на препятствие, возникает натяжение креплений. Иногда проблемы возникают во время карвинга. В этот момент может произойти отстегивание лыж. Это очень опасно и чревато получением травмы. Как раз для того, чтобы этого не случилось, нужно правильно настраивать конструкцию.

Настройка горнолыжных креплений

Здесь необходимо учитывать следующие моменты:

  1. При сильной настройке увеличивается риск получения травмы.
  2. Длина ботинок одного размера может различаться. Поэтому, если лыжник решил поменять ботинки, установленные настройки могут не подойти.
  3. При слабой настройке лыжи будут постоянно соскакивать.

Соблюдение этих пунктов поможет не только получить удовольствие от катания, но и избежать травм.

Рейтинг лучших креплений для лыж

Для беговых лыж:

  • Salomon Prolink Carbon SK2;
  • Fischer RC4 Worldcup SC Pro;
  • Rottefella Xcelerator Pro Classic bulk.
  • Саломон Guardian MNC 16L;
  • Head XC 10;
  • Look HM 10 Demo D105;
  • Marker Motion IPT Recing;
  • ESP 10.0 Track PM;
  • Atomic device 259.
  • Фишер XC Junior;
  • Elan EL 4.5 AC.

Для охотничьих лыж:

Не только экипировка спасает от травм, но и правильная настройка инвентаря. Не стоит рисковать своим здоровьем. Лучше лишний раз проверить правильность настроенных креплений.

Источник

Поделиться с друзьями
Инструкции360